Статьи

Кем хотят стать выпускники школ Иркутской области?

21.09.2018
Поуехали?

Иркутянка Мария закончила одну из иркутских гимназий ещё в прошлом году. Тогда она отправилась в столицу с твёрдым намерением стать студенткой журфака МГУ, но не стала: до бюджетного места не хватило всего нескольких баллов. Девушка вернулась в родной регион, но не для того, чтобы отнести документы в местный вуз, куда её с распростёртыми объятиями взяли бы на бюджет, а чтобы подтянуть литературу, пересдать ЕГЭ и пытаться уехать в столицу снова.

«Год учёбы в московском вузе стоит больше 320 тыс. рублей, моя семья такую сумму не потянула бы, поэтому мне нужно было попасть на бюджетное место, я год целенаправленно готовилась к поступлению в Москву и этим летом поступила! Если в прошлый раз на ЕГЭ по литературе набрала 69 баллов, то в этот - 97, сделала только одну ошибку», – рассказывает Маша.

Студентам и учащимся Приангарья продлили льготы на проезд в электричках
Она говорит, что так стремится в столицу не потому, что Иркутск ей не нравится, просто в белокаменной для амбициозного студента больше возможностей.

«В Приангарье я получила, как мне кажется, шикарное лингвистическое образование: уже говорю на четырёх языках – английском, немецком, французском и латинском, и учу пятый – испанский, он даётся мне очень легко, – говорит девушка. – Кстати, большинство моих одноклассников (тоже обладатели отличного школьного образования), наоборот, приняли решение остаться дома: из 27 человек за пределы Иркутской области уехали только пятеро, остальные здесь, притом выбрали не только лингвистические специальности, как я, но и медицину, финансы, компьютерные технологии».

«Куда могу – туда и пойду»

Правда, по статистике, тех, кто выбирает технические направления, по-прежнему меньше, чем гуманитариев. К примеру, в ИГУ самыми популярными специальностями среди выпускников школ в этом году стали юриспруденция, экономка, торговое дело и менеджмент.

«Никаких сюрпризов, к сожалению, не случилось, – рассказали корреспонденту «АиФ в ВС» в приёмной комиссии вуза. – Гуманитарные и социально-экономические направления абитуриенты выбирают, как и раньше, чаще, чем технические, и это при том, что бюджетных мест на факультетах, где готовят юристов-экономистов, меньше. Для сравнения: по направлению «юриспруденция» был сумасшедший конкурс – 70 человек на место, а на физико-математических специальностях на одно место претендовали всего по 5-10 выпускников. Хотя по «технарям» конкурс у нас стабильный, их, по крайней мере, меньше не становится».

По словам сотрудников приёмной комиссии, такая тенденция прослеживается отчасти из-за того, что многие выпускники одним из ЕГЭ выбирают обществознание, считая его самым лёгким предметом (хотя в вузе подчёркивают, что на самом деле это не так), а уже потом, имея на руках результаты ЕГЭ, смотрят, на кого можно пойти учиться. То есть не экзамены выбирают, исходя из желаемой профессии, а наоборот, отправляются, как им думается, по лёгкому пути по принципу «Куда могу, туда и пойду».

БГУ (бывший БГУЭП) демонстрирует тот же тренд. Больше всего заявлений (756) выпускники школ принесли на специальности «экономика», «менеджмент» (584) и «юриспруденция» (499), а самый большой конкурс (50 человек на место) приёмная комиссия наблюдала по направлению «управление персоналом»: на шесть бюджетных мест претендовали 304 абитуриента.

Выпускница одного из иркутских вузов по специальности «мировая экономика» Екатерина в этом году получила диплом.

«Я уже работаю в одном из крупных банков, куда мне удалось устроиться в начале лета. Но мой пример – скорее исключение, чем правило. Когда училась в вузе, подрабатывала продавцом в магазине одежды, чтобы не просить у родителей деньги на карманные расходы, и к моему удивлению, это помогло мне получить неплохую работу в банке: узнав о моём опыте за кассой, меня с радостью взяли в отдел продаж. У многих моих одногруппников ситуация не такая радужная: я слежу за ними в соцсетях, и некоторые жалуются, что не могут найти работу, везде требуются специалисты с опытом, а у них его нет. Есть вакансии с довольно низкой зарплатой, а трудиться за копейки на начальном этапе готовы далеко не все. В итоге кто-то ушёл работать, например, в кофейню, есть девочки, которые отправились в маникюрный бизнес», – говорит девушка.

Где все программисты и архитекторы?

В приёмной комиссии ИрГУПСа рассказали, что традиционно популярностью пользовались технические специальности, такие как «эксплуатация железных дорог» и «системы обеспечения движения проездов». Хотя в этом году в вузе отмечают новый тренд: много абитуриентов, желающих попасть на информационные направления, такие как «информационные системы и технологии», «программная инженерия», «информационная безопасность». Чтобы попасть на эти направления, нужно было сдать ЕГЭ по русскому языку и информатике, в вузе отмечают, что к ним пришло много выпускников именно с результатами испытаний по информатике, это новшество 2018 года. Хотя и здесь не обошлось без желающих изучать экономику, финансы, менеджмент и управление персоналом.

«В этом году у нас впервые появились бюджетные места на экономических направлениях, и конкурс на них был сумасшедший: на 25 мест мы получили около тысячи заявлений», – рассказал корреспонденту «АиФ в ВС» ответственный секретарь приёмной комиссии ИрГУПСа Николай Шустов, уточняя, что технические специальности в железнодорожном вузе всё равно популярнее социально-экономических.

Интересную тенденцию в этом году демонстрировали желающие поступить в «политех». Как сообщает пресс-служба ИрНИТУ, максимальное число абитуриентов (10 человек на место) зарегистрировано на специальности «градостроительство». В вузе отмечают, что студентов, которые хотят получать образование в области архитектуры, с каждым годом становится всё больше. Кроме того, среди популярных направлений – информационные технологии, авиамашиностроение и нефтегазовое дело.

Большинство первокурсников, поступивших в вуз, живёт в Приангарье, также популярностью «политех» пользуется у абитуриентов из Забайкальского края, Бурятии, Тывы и Якутии.

Точка зрения

Завуч одной из школ Железногорска-Илимского Татьяна Иванова:

«Мне кажется, выбирая предметы для сдачи ЕГЭ, многие дети меньше всего задумываются о будущей работе, к тому же к выпуску большинство ещё не определились, чем бы хотели заниматься в жизни. В школах ведут работу по профориентации, но многие ученики не проводят параллели между тестами и своим будущим, в этом возрасте они ещё оторваны от реальности.

Чаще всего мальчишки-выпускники нашей школы выбирают всё же технические специальности, например, связанные с железной дорогой, строительством, девушки нередко поступают на экономические направления. Несколько лет назад один выпуск удивил учителей: сразу 12 ребятишек отправились поступать в медицинские вузы, это редкость. Стать врачом сейчас хотят немногие. Возможно, это связано с тем, что экзамены по биологии и химии с каждым годом становятся всё сложнее, к тому же, платное образование в медвузах довольно дорогое.

Расстраивает нас и то, что почти никто из школьников не хочет идти в педагогику, только в позапрошлом году была одна выпускница, которая целенаправленно пошла в пединститут. Хотя как раз в сфере образования работа после вуза гарантирована: учителя и воспитатели требуются по всей области.

В этом году из 44 выпускников школы только 2-3 человека пошли учиться в техникумы и колледжи, да и то, мне кажется, это больше связано не с желанием ребёнка получить именно рабочую профессию, а с материальным положением семьи. До сих пор крепок стереотип, что обязательно нужно получать именно высшее образование, притом диплом чаще нужен даже не ребёнку, а родителям».

Начальник отдела профессионального образования министерства образования Приангарья Анастасия Гетманская:

«Если говорить о техникумах и колледжах, то в этом году 75% профессиональных образовательных организаций региона выполняют контрольные цифры приёма. Наиболее популярные у абитуриентов специальности связаны с информационными технологиями («компьютерные системы и комплексы», «программирование в компьютерных системах»), также популярны профессии и специальности, востребованные на крупных предприятиях Иркутской области («технология машиностроения», «производство летательных аппаратов», «электрические станции, сети и системы»). Высокий спрос наблюдается на специальности педагогического профиля, такие как «преподавание в начальных классах», «педагогика дополнительного образования», «физическая культура», «специальное дошкольное образование». Конкурс по ним – 5-6 человек на место. Кроме того, традиционно хорошо комплектуются бюджетные группы по профессиям сферы обслуживания (повар, швея, туризм)».

Источник: http://www.irk.aif.ru/society/70_yuristov_na_mesto_kem_hotyat_stat_vypuskniki_shkol_irkutskoy_oblasti
comments powered by HyperComments